2015-01-04
В 2014 году Харьковская городская общественная организация инвалидов «Креавита» инициировала пилотный проект по адаптации улицы Сумской с учетом потребностей людей с инвалидностью, который в дальнейшем послужит образцом для создания доступности всей пешеходно-тротуарной зоны города.

Прошло уже два десятилетия с того момента, как был развеян миф о том, что в нашей стране нет людей с инвалидностью. Все признали, что они все-таки существуют и живут среди нас. Каждый десятый житель страны, а значит и нашего города, имеет функциональные ограничения. Но даже сегодня человека, передвигающегося на инвалидном кресле, с ходунками, на костылях можно крайне редко увидеть на наших улицах. В чем заключается причина этого странного факта? Люди с ограниченной мобильностью ответят не задумываясь: «А Вы попробуйте сесть на инвалидное кресло и выехать на улицу. Как далеко Вы сможете проехать? Двадцать? Тридцать метров? До первого бордюра».

Последние несколько лет при проведении ремонта дорог в городе начали предприниматься попытки адаптации пешеходных переходов к потребностям людей с инвалидностью. Но зачастую они носят неэффективный характер. Дорожно-ремонтные организации рассматривают понижение бортового камня до 5-7 смкак выполнение адаптации перехода. Однако бордюр такой высоты остается непреодолимым препятствием для людей, передвигающихся на инвалидных креслах.

 С целью изменить ситуацию в данной области в 2014 году Харьковская городская общественная организация инвалидов «Креавита» инициировала пилотный проект по адаптации улицы Сумской с учетом потребностей людей с инвалидностью, который в дальнейшем послужит образцом для создания доступности всей пешеходно-тротуарной зоны города. Эта инициатива была поддержана Управлением градостроительства и архитектуры Харьковского городского совета и Харьковским национальным университетом городского хозяйства им. А.Н. Бекетова. В результате совместной работы был разработан проект адаптации пешеходной зоны улицы Сумской для маломобильных групп населения. Проект был рассмотрен и согласован Комитетом обеспечения доступности маломобильных групп населения к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. И Департамент строительства и дорожного хозяйства принял его к исполнению. Так с июля 2014 года жители города стали свидетелями адаптации улицы Сумкой к потребностям маломобильных харьковчан. До конца этого года было адаптировано 25 пешеходных переходов на участке от площади Свободы до сквера «Театральный». По информации Департамент строительства и дорожного хозяйства в 2015 году продолжатся работы по созданию доступности улицы Сумской.

 Проект адаптации пешеходной зоны улицы Сумской

для маломобильных групп населения (выдержки)

(разработан Харьковским национальным университетом городского хозяйства им. А.Н. Бекетова)

Актуальность проекта обусловлена насущной необходимостью создания в городе Харькове комфортной архитектурной среды для маломобильных групп населения. К этой категории относятся люди, которые испытывают трудности при самостоятельном  передвижении вследствие разных нозологий инвалидности, временного нарушения здоровья, пожилого возраста, а также беременные женщины и родители с детскими колясками. В настоящее время параметры сложившегося архитектурно-градостроительного пространства не соответствую требованиям украинских нормативов и европейских стандартов в аспекте доступности и дружелюбности городской среды для всех категорий населения, в том числе маломобильной. В тоже время в городе существует социальный заказ на решение этого важного вопроса. Реализация данного проекта будет способствовать в дальнейшем совершенствованию архитектурной среды города, повышая ее комфортность не только для горожан, но и для многочисленных гостей. Целью данной работы является адаптация пешеходной зоны улицы Сумской города Харькова для прогулочного и целевого движения представителей маломобильных групп населения, что значительно повысит уровень гуманизации города в целом, создаст предпосылки для повышения социальной активности людей с инвалидностью. В ходе работы решены следующие задачи:

Проектируемый объект располагается в центральной исторической части города. Он включает пешеходную часть улицы Сумской от площади Конституции до центрального входа в парк имени Горького. А также пешеходные участки площади Павловской с выходом в сквер «Стрелка». Общая длина участка, адаптируемого для активного использования маломобильной категорией населения, составляет 4,1км, что соответствует временной протяженности формируемого маршрута – около 4-х часов движения.

 

Однако, как показали визуальные обследования улицы, значительная часть пешеходных переходов не соответствует требованиям среды комфортной для маломобильных групп населения. Ее основными недостатками являются:

Данный участок городской среды, выбранный для адаптации пешеходной части улицы для потребностей маломобильных групп населения, также характеризуются следующим:

  1. высоким      социокультурным потенциалом ул. Сумской – центральной артерии исторической      части города Харькова, что обусловлено ее насыщенностью объектами      общегородского значения (городской совет, областная государственная      администрация, драматический театр, академический оперный театр и другие);
  2. высоким      архитектурно-художественным потенциалом городской среды. На данном участке      сосредоточены более 20 памятников архитектуры разных исторических      периодов;
  3. наличием объектов      общественного обслуживания, доступных для маломобильных групп населения      (магазины, кафе, банки и другие);
  4. высоким уровнем      благоустройства и наличием значительных участков озеленения вдоль маршрута      (парки, скверы);
  5. высокой степенью      пешеходной связанности улицы Сумской с общественно значимыми объектами      города, доступными для маломобильных групп населения и расположенными в      непосредственной близости от основного маршрута;
  6. высокой степенью      транспортной связанности участка с транспортными узлами города.

Перечисленные характеристики обеспечивают высокий историко-культурный, эстетический, коммуникативный потенциал архитектурной среды маршрута, а также обуславливают привлекательность выделенной части городского центра не только для горожан, но и для гостей Харькова.

Для поэтапного формирования пешеходной среды, адаптированной для прогулочного и целевого движения маломобильных групп населения по улице Сумской, в работе предусмотрено три этапа с выделением соответствующих отрезком маршрутов:

1-й этап: отрезок маршрута в границах площади Конституции – площади Свободы, общей длиной 1760м;

2-й этап: отрезок маршрута в границах площади Свободы – парка имени Горького, общей длиной 1500м;

3-й этап: отрезок маршрута в границах площади Конституции – сквера «Стрелка», общей длиной 840м;

В ходе работы определены основные структурно-планировочные элементы маршрута. Выделены два участка с размещением площадок начала – конца маршрута: площадь Конституции и площадь Свободы. Они выбраны по критериям их максимальной транспортной связанности со всей территорией города. Согласно функциональному замыслу маршрута жители, прибывающие городским или индивидуальным транспортом, могут начать движение по маршруту со специально оборудованной площадки, включающей навес от дождя, информационный стенд с основными характеристиками маршрута, туалет. Движение по маршруту может осуществляться в любом направлении по пешеходным тротуарам как по левой, так и по правой сторонам улицы. Свободу выбора движения обеспечивают пешеходные переходы. Проектом предусмотрено использование для организации маршрута только существующих пешеходных переходов.

На всех пешеходных переходах предусмотрено устройство тактильной сигнальной полосы шириной 0,3м, на расстоянии не менее 0,8м от начала пешеходного перехода для комфортного передвижения пешеходов с ограничениями зрения. Также необходимо понижение тротуара на границе с проезжей частью улицы до 2,5см согласно нормативным требованиям. Такие участки требуют понижения тротуара и организацию съезда шириной от 1,5м (оптимально) и не менее 0,9м, с уклоном не менее 10%.

 Ограничивающими факторами в устройстве переходов, соответствующих нормативным требованиям, являются: недостаточная ширина тротуара и существующие люки смотровых колодцев инженерных коммуникаций.